Между живой материей и её неодушевлённым окружением, между одним живым существом и другим идёт постоянный взаимный обмен. Взаимодействие с другими людьми - в частности, эмоциональное взаимодействие - влияет на наше биологическое функционирование тысячей неуловимых способов в каждый момент времени. Это важные факторы, в большой мере определяющие наше здоровье. Понимание тонкого баланса во взаимосвязи психологических отношений, эмоционального окружения и физиологии играет ключевую роль в нашем благополучии. Медицинский подход все ближе и ближе подходит к пониманию того, что чем уже становится знание о конкретном органе, тем дальше медицина от понимания причины болезни, влияющей на весь организм в целом, и тем чаще она обращает внимание на «стресс».
Давайте посмотрим на «стресс» с физиологической точки зрения. Стресс - это сложный каскад физических и биохимических реакций в ответ на сильные эмоциональные стимулы. Физиологически «эмоции» - это электрические, химические и гормональные выбросы, регулируемые нервной системой человека. Функционирование наших основных органов, исправность механизмов иммунной защиты, циркуляция многих биологических веществ, участвующих в управлении физическим состоянием тела, испытывают влияние эмоций и сами на них влияют. Подавление эмоций - их отделение от сознания и переход в сферу подсознательного - это сложный биохимический процесс в организме, который дезорганизует и расстраивает наши физиологические защитные механизмы, из-за чего у некоторых людей эти механизмы нарушаются, становятся разрушителями здоровья, а не его защитниками.
Стресс - это не субъективное ощущений. Это измеримый набор объективных физиологических событий в теле, в том числе в мозге, гормональной и иммунной системах и многих других органах. Стресс - это не просто нервное напряжение. Стрессовые реакции имеют место и у низших животных, и даже у растений, у которых нет нервной системы... стресс может возникать под глубокой анестезией у пациентов, находящихся без сознания, и даже в клеточных культурах, выращенных вне тела. Стрессовые реакции могут запускаться, не оказывая заметного влияния на поведение субъекта, и без его ведома. Стресс представляет собой внутренние изменения, происходящие, когда организм чувствует угрозу своему существованию и благополучию. Стресс происходит, когда предъявляемые к организму требования превышают адекватные возможности организма с ними справиться. Стрессовую ситуацию может запустить физическая проблема - инфекция или травма. Её также может вызвать эмоциональная травма или всего лишь угроза такой травмы, даже лишь воображаемая. Физиологические стрессовые реакции могут возникнуть, когда угроза не осознаётся и даже, когда человек считает, что переживает «хороший стресс».
В переживании стресса есть три компонента.
Первый - событие, физическое или эмоциональное, которое организм воспринимает, как угрозу. Это стрессовый стимул, он также называется стрессором.
Второй - система обработки информации, воспринимающая стрессор и интерпретирующая его значимость. В случае человека системой обработки информации является нервная система, в частности, мозг.
Третий - стрессовая реакция, которая представляет собой различные физиологические и поведенческие подстройки в ответ на воспринимаемую угрозу.
Сразу можно заметить. Что определение стрессора зависит от системы обработки информации, наделяющей его значимостью. Нет единой универсальной связи между стрессором и стрессовой реакцией. Каждое стрессовое событие исключительно и переживается в настоящем моменте, однако в нём также есть отголосок прошлого. Интенсивность переживания стресса и его долгосрочные последствия зависят от многих факторов, уникальных для каждого человека. Что является стрессом для каждого из нас - вопрос личных склонностей, и, более того, личной истории.
Биологические механизмы стресса влияют на три типа тканей или органов в теле: в гормональной системе изменения происходят в надпочечниках; в иммунной системе стресс влияет на селезёнку, вилочковую железу и лимфатические узлы; в системе пищеварения воздействие испытывает оболочка кишечника. Все изменения (стрессовый ответ) запускаются проводящими путями центральной нервной системы и гормонами. Эти изменения необходимы для сохранения внутренней стабильности. Стрессовый ответ может запустить реакция на любую атаку - физическую, биологическую, химическую и психологическую - или на ощущение атаки или угрозы, осознанное или бессознательное. Суть угрозы - дестабилизация телесного гомеостаза, относительно узкого диапазона физиологических условий, в которых организм может жить и функционировать. Чтобы способствовать борьбе или бегству, кровь должна отлить от внутренних органов к мускулам, а сердце должно качать её быстрее. Мозг должен сосредоточиться на угрозе, забыв о голоде и сексуальном желании. Должны быть мобилизованы запасы энергии, накопленные в виде молекул сахара, и активизированы иммунные клетки. Эти задачи выполняют адреналин, кортизол и другие гормоны стресса.
Может показаться парадоксальным, что стресс, будучи важным для жизни физиологическим механизмом, становится причиной болезни. Чтобы разрешить это явное противоречие, нужно различать острый и хронический стресс.
Острый стресс - это непосредственная кратковременная реакция тела на угрозу.
Хронический стресс - это активизация стрессовых механизмов в течение длительного периода времени, когда у человека не получается избежать стрессовых факторов из-за того, что он не видит их или не может контролировать. Если стрессовые реакции запускаются хронически и не находят разрешения, они наносят организму вред, а порой и непоправимый ущерб. Хронически высокий уровень кортизола повреждает ткани. Хронически повышенный адреналин поднимает кровяное давление и вредит сердцу.
Наиболее типичными хроническими стрессоры в жизни большинства людей сегодня, по крайней мере, в развитых странах, - это стрессоры эмоциональные. Люди находятся в ловушке своего образа жизни и эмоциональных паттернов, которые вредят их здоровью.
В научной литературе определяются три универсальных фактора стресса: неопределённость, недостаток информации и потеря контроля. Все три присутствуют в жизни людей с хроническими заболеваниями.
Сказать, что на развитие болезней может влиять то, как люди привыкли жить, - значит затронуть очень щекотливую тему. Механизмы подавления эмоций свойственны нам всем. Мы все в какой-то степени отрицаем то, что чувствуем, тем самым предавая себя. А значит мы сами несём ответственность за собственное состояние здоровья, живя привычными механизмами, разрушающими наше тело. Мы живём во время расшифрованного генома человека и сейчас, наконец, мы понимаем, что можно унаследовать лишь генетическую предрасположенность к определённым болезням, но саму болезнь унаследовать нельзя! Болезнь, по мнению экспертов, скорее всего, провоцируют внешние факторы и среда, в которой живёт человек. Так какая среда может вызывать смертельно опасные заболевания? Давайте разбираться подробнее.
Исследование, проведённое в 1969 году, рассматривало роль психологических процессов для 32 пациентов с рассеянным склерозом. 85 % эти пациентов почувствовали возникновение симптомов болезни вскоре после чрезвычайно стрессовых событий. Природа стрессоров сильно различается - от смерти или болезни близких людей до внезапной потери средств к существованию или семейных событий, вызвавших необратимые изменения в жизни человека и требовавших такой адаптивности, на которую он был не способен.
На примере крыс было показано, что течение искусственно спровоцированных аутоиммунных заболеваний усугублялось, когда блокировалась реакция «бей или беги», если бы ей не препятствовали, возможность нормально реагировать на стресс защитила бы животных.
Пациенты с рассеянным склерозом, чьи случаи изучены и описаны, находились в условиях, похожих на те, которые создали для бедных лабораторных животных: эти люди подвергались сильному хроническому стрессу из-за сформированного в детстве поведения и ослабленной способности реагировать на стресс борьбой или бегством. Основной проблемой был не внешний стресс, а приобретённая под влиянием среды беспомощность, блокировавшая оба компонента нормальной реакции «бей или беги». Возникающий в результате внутренний стресс вытесняется из сознания и становится незаметным. В результате наличие неудовлетворённых потребностей или необходимость удовлетворять потребности других перестаёт восприниматься как стресс. Человек считает это нормой. Он оказывается обезоруженным.
И сейчас мы подбираемся ещё ближе к пониманию «стресса» и к тому, что так много говорят психологи, - к влиянию детства на природу формирования механизмов здорового и нездорового реагирования на стресс в главных эмоциональных взаимоотношениях с родителями и средой, в которой проходило наше детство. У тех, кто с раннего детства привык к высокому уровню внутреннего стресса, его отсутствие рождает смутное беспокойство, скуку и ощущение бессмысленности жизни. У людей возникает зависимость от своих собственных гормонов стресса - адреналина и кортизона. Такие люди ищут стресс и стараются избегать его отсутствия. И это следствие условий, в которых прошли наши детские годы жизни. Когда родители наказывают ребёнка, они являются для него источником угрозы. Здоровый организм ребёнка в такой момент должен мобилизоваться для защиты и оказать сопротивление реакцией «бей или беги». Но, если ребёнок позволит себе защищаться от бьющего его родителя или кричать в ответ на орущую на него мать, он получит наказание вдвойне сильнее... и ещё сильнее... и его будут наказывать до тех пор, пока он полностью откажется защищаться, подавив все свои чувства и здоровую реакцию «беи или беги», способную его защитить. Дальше он закроется в себе, будет пытаться избежать чувства стыда, отверженности, обиды и одиночества. Его эмоциональная компетентность будет сломлена и впоследствии он не будет знать, как же ему эффективно справляться со своими чувствами и желаниями, а результатом этого станет беспомощность.
Внутрення беспомощность - это психологическое состояние, при котором человек не может уйти от стрессовой ситуации, даже когда у него есть физическая возможность. Как бы он ни защищался от родителя, родитель сильнее... защищаться бесполезно, сопротивляться тоже! Люди часто оказываются в ситуациях «выученной» беспомощности: например, застревая в неблагополучных или жестоких отношениях, оставаясь на стрессовой работе или поддерживая образ жизни, не дающий им подлинной свободы.
Здоровая саморегуляция организма отчасти зависит от наличия эмоциональной компетентности, которую можно определить как умение справляться с собственными чувствами и желаниями удовлетворяющим образом. Эмоциональная компетентность подразумевает способности, которых часто недостает нашему обществу, где «невозмутимость» - отсутствие эмоций - считается похвальной, где дети часто слышат в свой адрес фразы вроде «не плач, как девчонка, не будь таким эмоциональным или чувствительным» и где рациональность чаще всего противопоставляют и предпочитают эмоциональности.
Что такое Эмоциональная компетентность:
- способность чувствовать свои эмоции и, как следствие, понимать когда мы испытываем стресс;
- умение эффективно выражать свои эмоции и таким образом заявлять о своих потребностях и поддерживать целостность своих эмоциональных границ;
- навык различать психологические реакции, имеющие отношение к нынешней ситуации, и реакции, являющиеся отголосками прошлого. То, чего мы хотим и требуем от мира, должно соответствовать нашим нынешним потребностям, а не бессознательным неудовлетворённым потребностям детства. Если граница между настоящим и прошлым размыта, мы будем видеть потерю или угрозу потери там, где её нет;
- осознание тех подлинных потребностей, которые действительно требуют удовлетворения, а не их подавления с целью получить чужое принятие или одобрение.
Именно такую эмоциональную компетентность нам стоит воспитывать в своих детях, как лучшее средство профилактики болезней.
А теперь посмотрим на последние исследования и наблюдения за людьми, имеющими серьёзные заболевания, чтоб увидеть связь психоэмоционального состояния и физической болезни тела.
Боковой амиотрофический склероз (БАС). Характерные черты поведения - избегание просьб о помощи, их можно описать как «милейших людей», любезность, независимость, отрицание боли, часто классические отличники, служение через самопожертвование.
Рак молочной железы. Характерные черты поведения - альтруистический тип поведения, проявление навязчивой заботы об окружающих, чрезмерное подавление гнева, отрицание и сглаживание конфликтов, неспособность постоять за себя при ущемлении собственных прав, жёсткая самокритика и перфекционизм, отождествление себя с окружающими, неумение говорить «нет» и выражать своё недовольство.
Бесплодие. Характерные черты поведения - низкая самооценка, озабоченность относительно диеты и веса, стах набрать вес, склонность к перееданию, склонность испытывать беспомощность и отчаяние, зависимость от одобрения и восхищения мужчины.
Болезнь Крона (заболевание кишечника) и язвенный колит. Характерные черты поведения - у больного была мать, склонная всё контролировать и примерять на себя роль мученицы, сам больной излишне аккуратен, пунктуален и добросовестен, чрезмерно морален относительно моральных принципов и норм поведения; говорят об очень серьёзных вещах с улыбкой на лице или делают вид, что шутят, когда испытывают боль.
Ревматические заболевания. Характерные черты - непреклонный стоицизм, псевдонезависимость; убеждённость, что смогут справиться со всем собственными силами, боязнь собственного гнева, отрицание враждебности и сильное чувство собственной неполноценности, уступчивость, застенчивость, добросовестность, религиозность, склонность к морализаторству.
Астма. Характерные черты - это дети, подверженные излишней критике собственными родителями, высокочувствительные, гиперопекаемые, контролируемые, с несформированными собственными границами.
Можно перечислять и дальше, но и этих примеров достаточно, чтобы понять, что серьёзная болезнь тесно связана с какой-то чертой личности, которая является лишь копинг-стратегией, сформировавшейся у человека в ответ на внешние угрозы и выработанной как способ защититься от влияний, присутствующих в его среде. Все перечисленные заболевания - это не внезапные новые изменения во взрослой жизни, а результаты непрерывных и долгих процессов. Все изученные истории жизни пациентов с подобными заболеваниями говорят о ранней утрате или отношениях в детстве, в которых они были лишены эмоциональной наполненности со стороны взрослых или полной эмоциональной депривации. Учёные пришли к выводу, что простая и понятная оценка ощущения того, что вас любят, имеет значительную взаимосвязь с состоянием стресса.
И теперь о «родителях» и их роли в нашем здоровье.
Родители не только обеспечивают своё потомство едой, жильём, прививают жизненные навыки и защищают от хищников. Родители также являются биологическим регулятором незрелых физиологических и эмоциональных систем ребёнка. Родительская любовь - это не просто тёплые и приятные эмоциональные переживания, а биологическое состояние, необходимое для здорового физиологического и психологического развития. Любой процесс развития зависит не только от унаследованного генетического потенциала, но и от условий окружающей среды, созданной родителями для ребёнка. Даже самый устойчивый сорт пшеницы не сможет расти в бесплодной и сухой почве. Нейробиологические исследования многих лет показали, что обязательным условием для развития человеческого мозга являются благоприятные эмоциональные взаимоотношения с родителями. В отношениях детей и родителей формируется восприятие окружающего мира - это может быть мир, где царит любовь и принятие; или мир пренебрежительного безразличия,в котором нужно хорошенько подстроиться, выработав определённый тип характера, чтобы удовлетворить свои потребности; или, что ещё хуже, мир враждебности, в котором человек вынужден постоянно сохранять тревожную сверхбдительность, испытывая хронический стресс.
Наши представления и рефлексы относительно воспитания детей связаны с тем, что мы сами пережили в детстве. Способы воспитания отражают условия раннего детства родителей. Сходство родителей и детей в том, что касается методов воспитания, не является результатом когнитивного обучения. Ребёнок не усваивает методы воспитания своих отцов и матерей с помощью подражания или делает это лишь частично. Чаще, наоборот, дети очень хотят быть совсем другими родителями для своих детей. Наибольшее влияние на перенимание методов воспитания оказывает развитие системы эмоциональной привязанности и эмоций в контексте взаимоотношений с родителями.
Можно ли тогда что-то изменить? Исследования показали, что «заданную программу будущего можно изменить или прервать путём изменения окружающей среды. Позитивные изменения передаются будущим поколениям: «Когда животные взращиваются особенно заботливыми матерями, они не проявляют признаков обычного расстройства поведения. Вместо этого они демонстрируют признаки преждевременного поведенческого развития и поднимаются на вершину иерархии. Самки придерживаются материнской модели поведения, характерной для их особенно заботливых матерей».
«Поколения - это коробки внутри других коробок: внутри коробочки с жестокостью моей матери вы найдёте другую коробочку, в которой находится жестокость моего деда, а внутри этой коробочки вы найдёте коробочку с какой-то чёрной, таинственной энергией - историями внутри других историй, уходящих во время». Если понимать, что история семьи включает множество поколений, то в обвинениях родителей нет смысла, но есть повод внимательно посмотреть на проблему непреднамеренной передачи хронического стресса и тревожности от одного поколения к другому. Отказ от вины позволяет нам двигаться к необходимому принятию ответственности и созданию условий окружающей среды, которая включает или выключает гены. Все мы имеем потенциал для обретения целостности и здоровья, равно как и потенциал для развития болезни и дисгармонии. Болезнь - и есть дисгармония, точнее ее внутреннее проявление.
Что делать, чтобы обрести внутреннюю гармонию, проявленную в здоровом теле?
Конечно, сначала осознать свои копинг-стратегии, которые ошибочно считают качествами характера, и которые являются деструктивными защитами, выработанными, как реакция на стресс и подавление эмоций при взаимодействии с собственными родителями. Процесс их изменения хоть и не скорый, но очень эфективный. Большое количество исследований показывают, что люди, начавшие путь к своим спрятанным чувствам, избавляются от очень серьёзных заболеваний или существенно улучшают свое здоровье. Многие люди, только столкнувшись с болезнью и отказом тела от здоровой жизни, начинают слушать его голос и искать... сам поиск - это нахождение, поскольку человек ищет лишь то, что, как ему уже известно, существует!
Материал статьи взят из книги Габора Матэ «Когда тело говорит НЕТ».